Традиционное ушу

Кунфу и ушу

По сути кунфу и ушу — это одно и то же. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» или «кунфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через американские переводы старых гонконгских боевиков, в которых говорят именно «кунгфу» (общепринятое произношение в кантонском диалекте, распространенном на юге Китая). Сейчас название «Кунфу» стало своего рода брендом известным в западном мире и иногда используется (не китайцами) как синоним понятию «традиционное ушу».

Традиционное УШУ

Принято считать, что все то, что не входит в программу спортивного УШУ ТАОЛУ называется «ТРАДИЦИЕЙ» или «ТРАДИЦИОННЫМ УШУ». В принципе это так. Но, что первично? Если ушу как вид спорта зародился и оформился лишь в 50-х годах прошлого столетия, то традиционное ушу насчитывает поменьшей мере многотысячелетнюю историю. Более того, стили спортивного ушу вобрали в себя многие принципы, методики и техники традиционного ушу. Спортивное ушу должно быть зрелищно, оно постоянно развивается и усложняется, а традиционное ушу несет в себе в первую очередь практичность и придерживается канонов (традиций) той или иной школы.

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Наиболее известные:

Исторически существовали следующие попытки их классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей, как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу», впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда». В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.

Современные правила проведения соревнований по традиционному ушу выделяют 4 группы традиционных стилей без оружия и 3 группы традиционного оружия. И хотя это разделение тоже является условным и не на всех соревнованиях его придерживаются, но оно более точно отражает схожесть тех или иных стилей, приемов фехтования.

Группы видов соревнований по традиционному УШУ

Traditional routine without weaponsтрадиционные комплексы без оружия

1-я ГРУППА

Xingyiquan, Bajiquan, Baguazhang – СИНЪ И ЦЮАНЬ, БА ЦЗИ ЦЮАНЬ, БА ГУА ЧЖАН.

2-я ГРУППА

Fanziquan, Tongbiquan, Piguaquan – ФАНЬ ЦЗИ ЦЮАНЬ, ТУН БЭЙ ЦЮАНЬ, ПИ ГУА ЦЮАНЬ.

3-я ГРУППА

Xiangxingquan & Ditangquan – СЯН СИН ЦЮАНЬ и ДИ ТАН ЦЮАНЬ (группа т.н. подражательных стилей: «Кулак богомола», «Кулак обезьяны», «Кулак опьяневшего», «Кулак Когти орла» и др., а так же ДИ ТАН ЦЮАНЬ – «Падающий Кулак»).

4-я ГРУППА

Other Quanshu (Shaolinquan, Taijiquan, Chaquan et cetera) – другие стили без оружия (ШАОЛИНЬ ЦЮАНЬ, ТАЙ ЦЗИ ЦЮАНЬ, ЧА ЦЮАНЬ и др.).

 

 

Traditional short and long weapon routine - (комплексы з традиционным коротким и длинным оружием):

 

1-я ГРУППА

Single Apparatuses – одиночное оружие (ПУДАО – алебарда, ЦЗУЙ ЦЗЯНЬ – «меч опьяневшего, ШАОЛИНЬГУНЬ – «Шаолиньская палка» и др.).

2-я ГРУППА

Double Apparatuses – парное оружие (ШУАН ДАО – парные сабли, ШУАН ЦЗЯНЬ – парные мечи, ШУАНТОУ ЦЯН – «двухголовые» парные пики и др.).

3-я ГРУППА

Soft Apparatuses – гибкое оружие (ШЭНБЯО – дротик на веревке, САНЬЦЗЕ ГУНЬ – трехзвенная палка, ЦЗЮЦЗЕ БЯО – девятизвенная цепь БЯНЬ – хлыст и др.).

Сейчас соревнования по традиционному ушу проводятся отдельно от спортивного ушу. Проходят Чемпионаты Украины, Европы и Мира. Основатель харьковской школы ушу трехкратный чемпион КНР Ли Цзянь Вень оставил нам в наследие методики и комплексы таких видов как:

БА ЦЗИ ЦЮАНЬ, СИНЪ И ЦЮАНЬ, ДИ ТАН ЦЮАНЬ, ИНЬ ЧЖАО ЦЮАНЬ, ТАН ЛАН ЦЮАНЬ, ЦЗУЙ ЦЮАНЬ и ЦЗУЙ ЦЗЯНЬ, ФАНЬ ЦЗИ ЦЮАНЬ, ПИ ГУА ЦЮАНЬ, ХОУ ЦЮАНЬ, ПУДАО и др. С этими комплексами харьковские спортсмены не раз выступали на соревнованиях самого высокого уровня и были оценены китайскими судьями:

 

 

2006 г. – Чемпионат Мира по традиционному Ушу (КНР, Чженчжоу) – БА ЦЗИ ЦЮАНЬ – В.Олефир – «золото», И.Аристов – «серебро»;

2008 г. – Чемпионат Мира по традиционному Ушу (КНР, Шиян) – БА ЦЗИ ЦЮАНЬ – В.Олефир – «серебро», И.Аристов – «серебро», ФАНЬ ЦЗИ ЦЮАНЬ – А.Ефременко – «бронза», ХОУ ЦЮАНЬ – Р.Терзян – «бронза»;

2010 г. - Чемпионат Мира по традиционному Ушу (КНР, Шиян) – БА ЦЗИ ЦЮАНЬ – И.Аристов – «бронза», В.Погорелый – «бронза»;

2010 г. – 8-й Международный Шаолиньский Турнир (КНР, Чженчжоу) – БА ЦЗИ ЦЮАНЬ – И.Аристов – «серебро», В.Погорелый – «бронза», ФАНЬ ЦЗИ ЦЮАНЬ – В.Аристова – «золото», А.Ефременко – «бронза», ИНЬ ЧЖАО ЦЮАНЬ – Д.Ламанов – «бронза», ПИ ГУА ЦЮАНЬ – О.Турчин – «бронза», ПУДАО – В.Погорелый – «бронза», ХОУ ЦЮАНЬ – Р.Терзян – «серебро».